А где найти подробные сведения о старых системах? Мне или Йоде хорошо: мы много чего вживую видели и работали; ну а те, кто помоложе? Современные же системы по большей части годятся плохо: они слишком громоздки (много не то чтобы лишнего, а просто не нужного или второстепенного, чем надо заниматься уже после того, как основа системы заработала), плохо документированы и т.п.
С моей кочки зрения, для интересующегося процессорными архитектурами можно рекомендовать такой список:
* IA-32 (как самый доступный и известный на сегодняшний день; плюс это хороший пример того, какой
не должна быть процессорная архитектура -- а отрицательные примеры нередко более полезны, чем положительны);
* ARM;
* IBMовские мэйнрфеймы, причём в двух видах: современные zServer и их прародители -- Системы 360 и 370;
* самые удачные и известные DECовские архитектуры: PDP-11 и VAX-11;
* микропроцессоры-конкуренты 8086: Z8000 и 68000;
* MIPS и SPARC как представители RISC-архитектур (ARM, во всяком случае, более-менее современные версии, таковой если и является, то с приличной натяжкой; правда, с современными МИПСами и СПАРКами я не знаком);
* IA-64, он же Itanium -- довольно интересный взгляд на альтернативу классическим системам команд (то, что коммерчески неудачным оказался, самого интереса не ослабляет).
Понятно, что не требуется учить архитектуры, тем более все -- но знакомство, имхо, было бы полезным.
По операционкам... Ну, я б так набросал:
из современных:
* Винда (самая популярная, доступная и т.п.; то, что она закрыта, не отменяет возможности изучать её функционирование по имеющимся описаниям, особенно в части ввода-вывода -- WDM же документирована, а именно ввод-вывод является самой сложной частью ядра системы);
* может быть, Линух (хотя б в качестве примера, какой не должна быть ось ни изнутри, ни снаружи);
* QNX (хороший пример псевдомикроядерной системы, которая качественно реализует ублюдский АПИ -- посиховский т.е., восходящий к униху);
из древних:
* IBM OS/360 (возможно, первая "большая" ОС, получившая широкое распространение; весьма архаична, но много интересных идей, предвосхитивших, а иногда и превосходящих более поздние системы);
* DEC VAX/VMS -- в плане внутреннего устройства прямой предок ранних версий Винды НТ, между прочим;
* DEC RSX-11 -- предшественница VAX/VMS и образец широкой функциональности при крайне скромных размерах (которые даже тогда не казались гигантскими: на машине с объёмом ОЗУ в 248 килобайт вполне могли работать одновременно несколько пользователей, причём обеспечивалась защита их друг от друга, не говоря о защите самой системы или там о вытесняющей многозадачности -- всё это само собой разумелось; минимальный вариант системы мог вообще работать на 32 килах ОЗУ -- правда, уже с серьёзными ограничениями);
* IBM VM/370 -- первая коммерческая система виртуальных машин. Вполне комфортно себя чувствовала, имея 512 килобайт ОЗУ
Всякие узкоспециализированные ОСРВ не называю: и информацию достать обычно трудно (распространение-то небольшое сравнительно), и в силу специфичности там не так много интересного, хотя общее знакомство с такими системами тоже могло бы пригодиться. Ну а а "тяжёлые" ОСРВ, технически способные работать и в качестве полноценных "десктопных" осей -- это QNX и RSX-11 из моего списка.
Опять-таки, ни о каком обязательном и первоочередном ознакомлении речи нет, всё это -- для общего развития. Современные системы, повторюсь, плохи тем, что за их суперпупернавороченным функционалом часто не видно основ, а вот в системах 1960-70-х они видны очень даже хорошо. (Грубо говоря, для 99% людей Вындовз -- это её рабочий стол, который на самом деле является одним из самых маловажных компонентов системы; ну а разработчикам осей нужно знать именно основные вещи, а не второстепенные).